Каким оказался этот сезон для туристических направлений мира?

Olla
Каким оказался этот сезон для туристических направлений мира?

Популярные курорты зарубежных стран из-за кризиса потеряли около миллиона российских туристов. В тройке самых востребованных направлений неожиданно оказались Израиль, США и Доминиканская республика. Аутсайдерами стали Украина и Хорватия.

По данным Росстата, за первое полугодие 2009 года за рубеж выехало на 22,6% меньше отдыхающих, чем в аналогичный период прошлого года.

Лидер падения – Китай, сократившийся по сравнению с первым полугодием 2008 на 59%. И дело тут не только в кризисе. «Основная причина – ужесточение таможенных правил при ввозе товара в Россию, то есть борьба с «помогайками» – туристами, которым обеспечивали дешевые поездки в обмен на беспошлинный ввоз ими товаров из Китая», – заметила Ирина Тюрина, представитель Российского союза туриндустрии (РСТ).

Эту борьбу с начала 2009 года ведет Дальневосточное таможенное управление, возбуждая уголовные дела по факту ввоза туристами «коммерческих партий товаров под видом предметов для личного пользования». Еще в феврале дальневосточные туроператоры отмечали в связи с этим, что поток приморских туристов в Китай сократился почти на 70%.

На втором месте по снижению полугодового турпотока Украина: минус 48%.
Претензии к крымским турпакетам у операторов схожи: неоправданно высокие цены на размещение и дорогая транспортная составляющая. Хотя, по их оценкам, падение Крым в этом году потерял только 30% российских туристов.

«Крым всегда был более дешевой альтернативой нашему дорогому во всех смыслах Краснодарскому краю, – рассуждает Людмила Сысойкина, заместитель генерального директора компании «Солвекс Трэвэл». – Но в этом году ситуация сложилась несколько иначе. Инфляция стала причиной падения гривны, что, казалось бы, должно нивелировать выросшую стоимость крымского предложения. Однако крымские цены все равно оказались сопоставимы с ценами на черноморском побережье России. «При этом в мае-июне некоторые крымские объекты размещения объявили о новом повышении цен», – возмущается Сысойкина.

Третью позицию по снижению спроса заняла Литва, потерявшая 47,5%. По данным консульства этой страны в Москве, за первые три месяца нынешнего года было оформлено почти на 40% меньше виз, чем за тот же период 2008 года. Литовские туроператоры констатируют, что этим летом наблюдалось сокращение числа туристов в группах с 30 до 15-20 человек и времени пребывания туристов в Литве на один-два дня.

Заметим, что российский турпоток в Латвию за полгода увеличился на 12%. Объясняется это очень просто: основной конкурент Литвы выдает россиянам годовые шенгенские мультивизы. Литва же пока не желает отказываться от практики оформления однократных виз под даты визита.

Хорватия потеряла 42% – сказалось упрямство отелей, долго не желавших, несмотря на кризис, снижать стоимость своих услуг. «Прогнозы, которые я давал 3 месяца назад, оправдались на 100%. Общее снижение количеств туристов составляет порядка 27-28% от итогов прошлого года. Что касается владельцев хорватских гостиниц, то они в расстроенных чувствах и это абсолютно оправданно», – говорит замдиректора туркомпании «Асент Тревел» Евгений Судьбин.

По его словам, многие из них слишком поздно поняли, что расценки надо было снижать накануне сезона, а не в его разгар.

Есть и другое мнение. «Я не могу сказать, что на хорватском направлении наблюдается снижение количества туристов, турпоток по сравнению с прошлым годом фактически не изменился. Сезон ещё не закончился, и если удастся хорошо загрузить оставшиеся кресла до 26 сентября, то прирост по количеству туристов в нашей компании будет положительным», – сообщил GZT.RU Геннадий Косарев, директор по продажам «VKO-travel».

По данным Росстата, Турция снизилась на 18,5% и впервые за много лет по итогам полугодия уступила первое место Египту, который тоже потерял, но меньше – 8%. Причина все та же: турецкие отели не захотели снижать стоимость проживания, в отличие от египетских, очень оперативно отреагировавших на кризисные тенденции спроса.

«По сравнению с летом 2008 года Египет вырос в полтора раза, а продажи Турции сократились на 10-15%. Хотя в среднем по рынку, общее падение продаж турецких курортов составляет именно те 20%, которые и прогнозировали специалисты в начале сезона», – говорит Сергей Агафонов, управляющий директор сети магазинов горящих путевок МГП. Если говорить о соотношении по странам, то, по данным Агафонова, в Турцию поехали в этом году 55% наших клиентов, в Египет – 20-22%. В прошлом году Турцию покупали 65-67% клиентов, Египет – 12-15%.

Есть и те, кто в кризис выстоял и даже вырос. Герой прежний – Израиль. Страна сильно прибавила и по итогам первого полугодия 2008 (95,5%), и за весь 2008-й (118%), и в первом квартале 2009-го (46,8%), и во втором (42,7%). За нынешние полгода – еще плюс 63%. А сезон на этом направлении только начинается.

«За Израилем идет США – плюс 36%. Низкий курс доллара к евро, спецпредложения гостиниц и авиакомпаний приблизили стоимость туров в эту страну к европейским. Кроме того практически нет проблем с получением американской визы – процедура отрегулирована, отказы редки», – говорит Ирина Тюрина.

На третье место по росту российского турпотока вырвалась Доминиканская Республика. Отчасти ей повезло: из-за вспышки свиного гриппа в Мексике на Доминикану переориентировались многие туристы из России.

В мае этого года загрузка аэропорта Пунта-Кана, куда в основном прилетают на отдых россияне, увеличилась на 50%. По мнению Тюриной, свое дело сделали и доступные турпакеты, и расширение рамок сезона: уже второй год это исторически зимнее направление летом продаются также активно, как и зимой.

В числе направлений, выстоявших в кризис оказались Швейцария(26% роста), Южная Корея (24%), Нидерланды (21,5%), Индонезия (15,5%), Латвия (12%), Великобритания (9,5%), Болгария (8,6%).

А самыми «стабильными» можно назвать Индию, Вьетнам, Германию, Черногорию, Кипр – эти страны или потеряли лишь незначительное число туристов из России, а турпоток в некоторые даже немного вырос. Сообщает газета “Газета”.

ПыСы. Жаль данные по России.
Traveller
Турецкие курорты теряют популярность

В уходящем сезоне в Турцию съездило на четверть меньше украинцев, чем годом ранее
В январе-августе Турцию посетило 392,7 тыс. украинских туристов, что на 23,1% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Такие данные «ДЕЛУ» сообщили в Посольстве Турции в Украине. При этом доля украинских граждан в общем туристическом потоке в эту страну также снизилась — с 2,8 до 2,1%.

Констатируют снижение и туроператоры. Общий спад количества туристов в компании «Пан Юкрейн» составляет порядка 25-28%. «Больше всего пострадали массовые направления — Турция и Египет», — говорит директор по туризму «Пан Юкрейн» Елена Шаповалова.

Падение на 50%

Компания Turtess Travel сократила количество туристов на 50%. «За первые восемь месяцев 2008 года у нас было 160 тыс. туристов, за аналогичный период 2009 года — 80 тыс.», — сетует директор Turtess Travel Александр Новиковский. По его наблюдениям, за эти месяцы от недостачи туристов больше всего пострадал Таиланд — по причине политической ситуации в стране.

При этом туроператоры отмечают, что некоторые страны вступили в жесткую борьбу за иностранного туриста. Так, Объединенные Арабские Эмираты начали вести ценовую конкуренцию с Турцией. Удешевление авиабилетов и предоставление скидок на отели сделали ОАЭ доступными для массового туриста. «За последние восемь месяцев в нашей компании процент поездок в ОАЭ увеличился на 60%. Эмираты активно пользуются сейчас системой «все включено», для того чтобы отбить клиентов у турок», — поясняет Елена Шаповалова. По ее данным, летом стоимость недельной поездки в пятизвездочную гостиницу Турции и ОАЭ практически сравнялась.

В Турцию потянулись европейцы и американцы

При этом Турция и Египет все равно остаются самыми массовыми направлениями. За 8 месяцев 2009 года Турцию посетило всего около 18,7 млн. иностранных туристов, что на 1,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Данная тенденция была вызвана ростом популярности Турции среди туристов из Европы и США. Атташе по вопросам культуры и информации Посольства Турции Ахмет Чанга отметил «ДЕЛУ», что для популяризации отдыха Турция ежегодно выделяет порядка $100 млн. на промоушен своей туриндустрии по всему миру. Власти также оказывают поддержку туроператорам. «За государственные деньги организуются информационные туры для представителей туристического сектора и СМИ. Финансируем рекламные ролики. Например, наши ролики транслируются на 12 украинских каналах», — говорит Чанга.